Лидерское выгорание


Когда я садилась за компьютер, у меня был замысел написать сразу 2 статьи, которые могли бы называться «Безграничная вера в чудо » и «Профессиональное выгорание Лидера», но два этих явление сложились, как пазлы, в единую картину.

Приходя в Компанию, почти все связывают с ней большие ожидания: «Прямой Клиент» - надеется получать качественную косметику за 60%, но с теми же привилегиями, что и раньше(доставка, обслуживание). Консультант уверен, что те «райские кущи», которые обещал Лидер, ждут его через месяц, в крайнем случае, через год. Молодые Лидеры надеются на то, что через 3 года станут Национальными Лидерами, но, увы…

Когда в означенный срок ничего не происходит, Лидеры и Консультанты начинают искать дополнительные ресурсы, например, идут повышать свою квалификацию на тренинги и обучения. При этом вера в «священное знание», которое сразу без усилий даст результат, становится навязчивой идей. Сколько раз мне «взрослые Лидеры» говорили при заказе тренинга: «Зажги их так, чтобы они побежали работать и больше не останавливались». Да и на тренинге часто участницы говорят: «Хочу, чтобы после тренинга все изменилось». Такое впечатление, что многие ждут «волшебную палочку», с помощью которой, сидя на диване, одним взмахом можно заработать «кучу денег». На следующем тренинге на вопрос, кто внедрил технологии с предыдущего тренинга, поднимается 3-4 руки. Они могли бы и не заявлять об этом, результаты отражаются в рейтингах. Остальные второй раз приходят с той же надеждой: «может быть, хоть в этот раз, палочка найдется». После этого многие говорят: «Ну, были мы на тренинге, не помогло». Некоторые настойчивые тогда начинаю искать выход в сверхъестественном – бабушки-целительницы, шаманы, энергетические практики, фен-шуй. Может быть, все это и надо, но какое отношение они имеют к бизнесу? Каждый раз хочется кричать: «Работать не пробовали?».

Размышляя, я поняла, что истоки лежат в позиции Организаторов на бизнес-интервью, когда они заверяют будущих Консультантов в том, что деньги здесь берутся из воздуха и без усилий. Дальше многие вдохновляются Я-историями, которые поддерживают версию «легкие деньги». С тех пор умы Консультантов и Лидеров заняты поиском «панацеи», волшебных фраз, одного-двух мероприятий, а не работой.

Годика так через три выясняется, что результата ожидаемого нет, те немногие, которые все же работали, уже далеко ушли вперед. Вот тут то и наступает противное, непонятное состояние, которое в народе зовется «депресухой». Причина – не оправдавшиеся надежды.
Это один из многих факторов «синдрома профессионального выгорания».

«Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения» (по Г. Селье)

Профессионалы, работающие с людьми, входят в группу риска.
К симптомам профессионального выгорания относятся:

чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей;

резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница

(быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром);

частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»);

чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

Мне об этих симптомах рассказывали многие Лидеры и Консультанты. Чаще всего они встречаются у тех, кто был успешен, находился в первых строчках рейтингов, но остановился и уже около 3х лет в их карьере ничего не меняется.

Год и три – это время кризиса, когда-либо количество переходит в качество, и начинается новый виток развития, либо наступает застой. Во втором случае между этими датами и развивается сидром выгорания. Подробнее этот процесс можно рассмотреть на графике

Первые три месяца идет накопление знаний, поэтому graficэффективность в этот период очень низкая, хотя энтузиазма много и ожидания высокие. К шести месяцам стажа в любом статусе приходит уже осознание способов работы, нарабатываются навыки, поэтому дальше до года идет уверенное развитие, взлет. Все получается, «локомотив набирает обороты», доходы растут. Вот он –УСПЕХ! Но еще через полгода вдруг приходит осознание, что та планка, которая уже достигнута, вдруг становится потолком, в который как не упирайся, пробить не получается: Консультанты-Новички приходят, но группа из-за терминации старичков не увеличивается, одни Лидеры появляется, но другие теряют статус или, что еще хуже, вообще нет движения. Вот тут-то и появляются первые симптомы выгорания.

В чем же причина?
Дело в том, что у любых методов работы есть ограниченный ресурс. Возьмем для примера труд Лидера. Основная задача состоит в увеличении объемов продаж группы, от чего зависит размер его комиссионных. Самый эффективный метод – развитие Ключевых. Давайте считать: полноценно Лидер может работать максимум с 7-8 Консультантами одновременно:

5 звезд(100 б.е.) + 3 ГО(команды 90 б.е.) + 20 б.е.(сама) = 210 б.е. Те самые 200-250 б.е., за которые так трудно выскочить старыми методами.
Такая же ситуация и с Консультантами. Когда «ближний и дальний круг» пройден, почти нет тех, кому можно проводить классы, остались только перезаказы. Это вариант среднестатистической Звезды со стажем, которая старыми методами не может перешагнуть рубеж 20-30 б.е. в месяц. Ей становится скучно, она уже не реагирует на конкурсы и призы. У чуткого Лидера возникает ощущение: «Мы ее теряем».

Что делать?

  1. Все гениальное просто и уже давно придумано: «Хочешь иметь то, что не имел, делай то, что не делал». Иными словами, необходимы новые методы или хорошо забытые старые, проверенные и эффективные.

  2. посмотрите на зеленую линию, которая берет начало на отметке 9 мес. Это новый процесс, например, Лидерская программа или другая карьерная программа. Это время подъема, когда все получается, все вершины впереди, новый виток развития на качественно новом уровне. Значит, еще один метод профилактики «сгорания» - движение вверх.

  3. обратите внимание на свое здоровье

  4. посчитайте свои ресурсы. Вы обязательно найдете то, что можно задействовать дополнительно. Наверняка есть организации, в которые давно собиралась сходить, но все как-то не судьба. Можно провести промакции для Клиентов и т.д.

Успеха Вам!


© Наталья Кошлякова, ноябрь 2006 г.

Статья написана специально для biznesstroika.ru
Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования с автором. Все права защищены.


Наталья Кошлякова


Поиск

ВНИМАНИЕ! Акция!

Уважаемые Лидеры и Консультанты!

Мы сделали «Виртуальный кабинет» еще удобнее специально для Вас!

Оцените новые возможности сервиса по акции «Виртуальный кабинет».

Примите подарок – 2 недели обслуживания в «Виртуальном кабинете» БЕСПЛАТНО!

Чтобы воспользоваться подарком пришлите на электронный адрес vbunov@yandex.ru текст с названием акции «Виртуальный кабинет» и свой логин.

(Бонус начисляется один раз за период действия предложения)

О проекте "ДАМАлогия"

Коуч - сопровождение

Тренинг - погружение